В разделе представлены живопись и графика: Н.К.Рериха
Документы: Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
Живопись
Н.К. Рерих
1906
Бой
Холст, масло. 161,0 × 299,5. На обороте углем авт. надпись: № 5. Le combat (далее неразборчиво).
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № 1619. Уч. оп. 1619.
Приобретена в 1909 г. Советом Третьяковской галереи у автора на выставке «Салон» С. К. Маковского (в каталоге № 288). В прессе называлась сумма, которую получил автор: 5000 руб. (Огонёк. – СПб., 1909. – 28 марта / 10 апреля. – № 13. – С. 17). Как отмечено в Каталоге собр. ГТГ (2005), впервые картина была показана в 1906 г. на Осеннем Салоне в Париже (в каталоге № 463); в Санкт-Петербурге (Ленинграде) после приобретения не выставлялась. В каталоге «Выставки современного русского искусства» (Париж, 1907) кроме самой картины (№ 119: «Le Combat») отмечен также эскиз к ней (№ 120: «Esquisse pour le Combat»), выполненный, как указывают А. П. Иванов (1915) и В. Н. Левитский (1916), в 1905 г. в технике акв. (первоначально в собр. Е. И. Рерих, затем в МР). Этот эскиз воспроизвёл С. Р. Эрнст в своей монографии (1918). В «Салоне» С. К. Маковского (в каталоге № 330) было также представлено наддверное панно «Бой» – мозаика, исполненная в мастерской В. А. Фролова (ныне в Мозаичной мастерской Российской Академии художеств, Санкт-Петербург). Таким образом, художник продолжал тему основного произведения в последующие годы. По данным А. П. Иванова (1915), в 1908 г. он создал три произведения: «Бой», «Бой. Вариант», «Бой. Эскиз для мозаики». В. В. Соколовский (1978) датировал эти произведения 1906 г. и отмечал, что произведение «Бой. Вариант» выполнено маслом (15,2 × 22,8; США). Кроме этого, в ГРМ хранится цветная автолитография «Бой» (1912, известно 4 оттиска). В своём исследовании А. М. Лукашов (1989, 2001) считает картину «Бой» из собр. ГТГ вершиной творчества художника 1900‑х гг. Всегда взыскательно относившийся к живописи Н. К. Рериха художник и художественный критик А. Н. Бенуа отмечал редкое совершенство исполнения, большую выдержанность техники, её уверенную простоту. В картине «Бой», по словам А. Н. Бенуа (1909), Н. К. Рерих «творил свободно, распоряжался одними доступными ему средствами»; «она показывает силу горения художника». Картина написана темпераментно, в безукоризненно найденной тональности. По мнению А. М. Лукашова, картина «Бой» завершила период масляной живописи Н. К. Рериха. Художник решительно и бесповоротно перешёл от одного материала к другому, от масла к темпере.
© Государственная Третьяковская галерея, 2009