В разделе представлены живопись и графика: Н.К.Рериха
Документы: Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
Живопись
Н.К. Рерих
1931
Меч Гессар-хана
Холст, темпера. 76 × 117. Справа внизу монограмма: .
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № Ж-517; п. 25963.
В «Списке произведений Н. К. Рериха за 1931 г. из архива В. П. Князевой» № 59 [63]: «Меч Гесархана». В «Списке произведений Н. К. Рериха, находившихся в Белграде» № 6: «Sword of Gessar Chan» с датой 1931 г. Из этого документа ясно, что произведение было отправлено из Наггара (Индия). Затем находилось в Национальном музее (Белград), откуда было передано в Музей истории искусства (Белград). Следующий владелец, с 1936 г., – РКИМ, откуда после ВОВ поступило в распоряжение МИД СССР. В «Каталоге художественных собраний Русского культурно-исторического музея при Русском свободном университете в Праге» (1938) № 259: «“Меч Гесар-Хана” (темпера)». В 1949 г. МИД СССР передал картину в ГТГ. В Каталоге собр. ГТГ (2005) № 1072: «Меч Гэссэр-хана. Первая половина 1930‑х». В каталогах выставок Н. К. Рериха в Москве в 1958 и 1959 гг. под названием «Меч Гэсара» и «Меч Гэсэра» соответственно. В каталоге выставки в Государственном музее искусства народов Востока (1984) под № 109: «Меч Гэсэра». Под тем же названием в каталогах В. В. Соколовского (1978) и Т. В. Ларкиной (2008). Теме произведения художник посвятил отдельную статью – «Меч Гессар-Хана (Лахуль)», вошедшую в его книгу «Твердыня пламенная» (1932). А. М. Лукашов пишет (2001): «На протяжении всей жизни Н. К. Рерих хранил в себе священный культ Камня, возникший в нём при первых археологических раскопках на Севере России, где им были найдены предметы каменного века. В картинах Рериха каменные знаки древности обретали актуальную значимость эсхатологических символов. Так, по свидетельству самого художника, сюжетом для картины “Меч Гэсэра” (1932) послужило изображение меча на камне, найденное возглавляемой им Центральноазиатской экспедицией в древнем урочище в Тибете. Обнаруженный археологический памятник тибетской культуры, запечатлённый на картине, для современных художнику тибетцев и монголов обретал значение прокламации, провозглашения». В 1943 г. Н. К. Рерих создал ещё один вариант этой картины (ЦМР).
© Государственная Третьяковская галерея, 2009