• English
  • Русский

В разделе представлены живопись и графика: Н.К.Рериха
Документы: Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)

Живопись
Н.К. Рерих
1931

Эскиз для часовни Св.Сергия в Америке

Холст на картоне, темпера. 31,8 × 42,5. Справа внизу монограмма: .

Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № Ж-507; п. 25955.

В «Списке произведений Н. К. Рериха за 1931 г. из архива В. П. Князевой» № 17: «Эскиз для часовни Св. Сергия в Америке». В «Списке произведений Н. К. Рериха, находившихся в Белграде» № 8: «St. Sergius Chapel». Из этого документа ясно, что произведение было отправлено в Загреб из Парижа. Затем находилось в Национальном музее (Белград), откуда было передано в Музей истории искусства (Белград). Следующий владелец, с 1936 г., – РКИМ, откуда после ВОВ поступило в распоряжение МИД СССР. В «Каталоге художественных собраний Русского культурно-исторического музея при Русском свободном университете в Праге» (1938) № 254: «“Храм Св. Преподобного Сергия в Америке” (темпера)». В 1949 г. МИД СССР передал картину в ГТГ. В Каталоге собр. ГТГ (2005) № 1064: «Храм во имя св. преподобного Сергия в Америке». В каталогах выставок Н. К. Рериха в Москве в 1958 и 1959 гг. под названием «Храм Сергия в Америке». В каталоге выставки в Государственном музее искусства народов Востока (1984) под № 96: «Эскиз для часовни Св. Сергия в Америке». Под тем же названием в каталогах В. В. Соколовского (1978) и Т. В. Ларкиной (2008). Е. П. Маточкин также придерживается этого названия. В его исследовании (2005б) этому произведению посвящены следующие строки: «На эскизе 1931 года Н. К. Рерих изобразил белокаменный храм, стоящий на вершине холма. Его чёткие приземистые формы с пристроенной звонницей явно свидетельствуют о псковских истоках. С востока к цельному кубу церкви примыкает невысокая апсида, с запада – стена звонницы на два звона с оригинальным острым завершением. Широкий барабан венчает мощная луковица. Монолит северной стены нарушают лишь два узких окна, дверной проём и две полуциркульные ниши. Украшение здания очень скромное: аркатурный пояс на шее барабана и фреска Сергия Радонежского в киоте над входной дверью с большим секирным замком. Интересно, что храм, близкий по своим формам к этому американскому проекту, Рерих изобразил в картине “Звенигород” (1933)».

© Государственная Третьяковская галерея, 2009