В разделе представлены живопись и графика: Н.К.Рериха
Документы: Государственный музей Востока (ГМВ)

Живопись
Н.К. Рерих
1932

Майтрейя

Холст, темпера. 47 × 79.  Слева внизу монограмма: .

Государственный музей Востока, Москва. Инв. № 5556 II.

В «Списке произведений Н. К. Рериха за 1932 г. из архива В. П. Князевой» № 98: «Майтрейя». В «Списке произведений Н. К. Рериха, находившихся в Нью-Йорке», в разделе «Наггар, 19 декабря 1932 г.», № 14: «“Майтрейя”. Предоставлено Музею Изящных Искусств в Хьюстоне, Техас. Возврат». Дар Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе (США) в 1978 г. В каталоге выставки в Государственном музее искусства народов Востока (1984) под № 119. Одноимённой сюите 1925 г. из собр. НГХМ посвящены исследования П. Ф. Беликова (1970‑е) и И. Н. Кузнецовой (1998, 2004). Согласно В. В. Соколовскому (1978), существовал целый ряд произведений со словом «Майтрейя» в названии: «Знак Майтрейи» (1925–1926), «Майтрейя в пути» (1928), «Крепость Майтрейи» (1928–1930), «Майтрейя» (1932, 1933), «Майтрейя. Тибет» (1937) и др. О смысле всего этого цикла сам художник написал в книге «Твердыня пламенная» (1932): «На трудных путях, на опасных горных перевалах стоят изображения Майтрейи, Владыки светлого будущего. Кто озаботился поставить их? Кто потрудился? Но стоят они, часто гигантские, точно нечеловечески созданные. Каждый путник прибавит свой камешек к нарастающему мендангу. Разве насмехнётся сердце ваше над этим камнем для ступеней будущего? Нет, путь трудный, опасный откроет сердце ваше. Не насмехнётесь, но, улыбнувшись во Благе, прибавите и свой камень к сложению ступени всевмещающего Света» («Майтрейя», Кейланг, 24 августа 1931 г.). О Майтрейе – грядущем Будде можно прочесть во многих книгах Учения Живой Этики

© Государственный музей Востока, 2009.