• English
  • Русский

В разделе представлены живопись и графика: Н.К.Рериха
Документы: Государственный музей Востока (ГМВ)

Живопись
Н.К. Рерих
1947

Пламя счастья (Огни на Ганге)

Холст, темпера. 47 × 80. Слева внизу монограмма: .

Государственный музей Востока, Москва. Инв. № 9448 II.

Происходит из собр. С. Н. Рериха (Бангалор). Поступила в СССР из БНР в 1978 г. после выставки в Софии, в Национальной художественной галерее (в каталоге этой выставки под № 104: «Пламъкът на щастието», в списке БНР под № 43). В каталоге выставки в Государственном музее искусства народов Востока (1984) под № 252. Другой, основной вариант картины в собр. ГРМ. Сведения об этих произведениях обобщили в своих подборках Н. В. Урикова (1999) и А. В. Воронцов (2001). П. И. Крылов (2009) обратил внимание на то, что Н. К. Рерих несколько раз в своих книгах упоминал изображённый на картине обычай, но впервые – ещё в 1913 г., задолго до посещения индийского города Варанаси, где воочию увидел огненную пуджу (службу) в честь богини-реки Ганги: «К чёрным озёрам ночью сходятся индийские женщины. Со свечами. Звонят в тонкие колокольчики. <…> В ореховую скорлупу свечи вставляют. Пускают по озеру. Ищут судьбу. Гадают. Живёт в Индии красота. Заманчив Великий индийский путь» («Индийский путь», 1913 г.). В книге «Алтай – Гималаи» художник писал: «Женщина, быстро отсчитывая ритм, совершала на берегу утреннюю пранаяму. Вечером, может быть, она же послала по течению священной реки вереницу светочей, молясь за благо своих детей. И долго бродили по тёмной водной поверхности намоленные светляки женской души» («I. Цейлон – Гималаи», 1923–1924 гг.).

© Государственный музей Востока, 2009.