• English
  • Русский

В разделе представлены живопись и графика: Н.К.Рериха
Документы: Смоленский государственный музей-заповедник, г. Смоленск

Живопись
Н.К. Рерих

Гнездо преблагое – глазам утешение.

Вариант. Бумага на картоне, темпера. 45,5 × 46,0.

Смоленский государственный объединённый исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник, Смоленск. Инв. № СОМ 7372/2.

Первоначально в собр. княгини М. К. Тенишевой. В Смоленский музей поступила в 1919 г. В документах музея-заповедника называется «Гнездо Преблагое» и датируется 1911 г. В статье А. А. Ростиславова (1913) упомянуто произведение «Гнездо преблагое – глазам прельщение». Под этим же названием журнал «Огонёк» поместил чёрно-белую иллюстрацию картины Н. К. Рериха (Огонёк. – СПб., 1913. – 13/26 октября. – № 41. – С. 10). Посетив ООМИИВ 9 июня 1926 г., художник оставил записку, в которой назвал эскиз к данной картине [кат. 415] несколько иначе: «“Древо преблагое” (неоконч[енный] эскиз) 1912» (ГАОО, ф. 1076, д. 96, л. 156). В списке А. П. Иванова (1915) под 1912 г. две картины, выполненные темперой: «Гнездо преблагое – глазам утешение», причём одна в собр. А. В. Руманова, другая («вариант») – у княгини М. К. Тенишевой. В. Н. Левитский (1916) и С. Р. Эрнст (1918) отмечают только одну работу под 1912 г. – «Древо преблагое глазам утешение» в собр. А. В. Руманова. Этому произведению посвятили свои исследования Л. С. Журавлёва (1978, 1989, 1994), Л. В. Короткина (1998а), Н. М. Кочергина (2005). Л. В. Короткина пишет: «На космическом, синем с фиолетовыми отблесками фоне, олицетворяющем бесконечность мирового пространства, в центре возвышается “Древо” с золотыми листьями. На его вершине – золотая птица в гнезде – символ вечной жизни. Симметрично, по обеим сторонам “Древа” поднимаются горки, своими формами стилизующие иконописные “пейзажи”. Но в отличие от икон, где горки обычно золотисто-жёлтые, Рерих использует здесь насыщенный красный цвет, как и в изображении “Древа”, усиливая тем самым не только декоративное, но, главное, идейное звучание произведения: красный цвет связан с образом земли, огня, жизни. Древо охраняют четыре фигуры, выполненные в золотых тонах. Фигуры по сторонам “Древа” свидетельствуют о том, что художник был знаком с традицией изображения “Древа Жизни” в памятниках искусства». Н. М. Кочергина дополняет эту интерпретацию картины: «На картине Рериха мы видим, что Древо прочно стоит на земле, где оно берёт своё основание, а вершиной достигает космических высот, и венчает его гнездо с золотою птицей. Древо охраняют четыре женские фигуры, символизирующие материнское, охранительное начало. Взоры женщин устремлены вверх, на чудо-птицу, а одежды сияют тем же золотым цветом, что и небесная птица. Окружённое с двух сторон красными горами, означающими земной мир, золотым светом горит Гнездо Преблагое на фоне космической синевы Неба. Главная идея картины – это идея вечной жизни и пронизывающего её божественного, духовного начала». 

© Смоленский государственный объединённый исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник, 2009.