В разделе представлены живопись и графика: Н.К.Рериха
Документы: Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля (ООМИИВ), г. Омск
Живопись
Н.К. Рерих
Ладьи.
Холст, темпера. 165 × 270. Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Омск. Инв. № Ж‑318.
Поступила в 1925 г. из ГРМ. Ранее находилась в Русском отделе ГЭ, куда попала 22 сентября 1921 г. прямо из квартиры художника на набережной реки Мойки, д. 83 (№ 66 в акте, составленном уполномоченной Отдела охраны памятников искусства и старины Валентиной Михайловной Мухиной). По данным А. П. Иванова (1915), в 1900 г. художник создал темперу «Ладьи» (собр. А. П. Боткиной), а в 1903 г. эскиз «Строят ладьи» (собр. Н. С. Гумилёва). В. Н. Левитский (1916) и С. Р. Эрнст (1918) сообщают о картине маслом «Ладьи», созданной в 1901 г. (неизвестное частное собр.). Уже в 1903 г., на первой своей персональной выставке (Санкт-Петербург, художественное предприятие «Современное искусство»), художник представил три произведения «Строят ладьи» (№ 41, 68, 69, причём два последние – это эскизы) и «Ладьи» из собр. С. С. Боткина (№ 34). Картина «Строят ладью» («Building of War Ship») была отправлена на выставку в Сент-Луис 1904 г. (№ 408 и 399 по двум известным каталогам). Очевидно, это картина «Строят ладьи» (1903) из собр. ГМВ. Ещё один эскиз маслом «Строят ладьи» (1903) ныне украшает собр. МНР. Г. А. Севостьянова (2009) пишет: «В 1926 г., когда Центральноазиатская экспедиция Рериха пересекла Гималаи и достигла Сибири, художник с семьёй отправился в Москву для доклада результатов научной деятельности. Путь в столицу проходил через Омск, где пришлось задержаться на три дня. Николай Константинович, его жена Елена Ивановна и сын Юрий были радушно встречены официальными властями и, по-видимому, представителями местной интеллигенции. Остановились в гостинице “Европа” (ныне «Сибирь»). Осмотрели город, особняк, где жил Колчак, здание колчаковского сената, собор, в котором хранилось ветхое знамя Ермака, тюрьму, где был заключен Достоевский... Н. К. Рерих посетил и Краевой музей, отделы художественный и этнографический. Отметив ряд картин, “умело подобранных”, высоко оценил художественное собрание в целом. “К удивлению, – запишет Николай Константинович в книге «Алтай – Гималаи», – находим и две моих вещи”». Девятого июня 1926 г., покидая музей, Н. К. Рерих оставил записку: «Прошу сделать тёмный простой ободок вокруг моих картин, на что прилагаю 10 руб. “Ладьи” неоконченная картина из серии “Город строят” 1903 г. “Древо преблагое” (неоконч[енный] эскиз) 1912. Н. Рерих» (ГАОО, ф. 1076, д. 96, л. 156).
© Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, 2009