Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств (НИМРАХ)
Музей представляет собой уникальное художественное собрание не только в России, но и в мире. Возникнув в середине XVIII в. одновременно с Императорской Академией художеств, музей превратился в собрание поистине уникальное. Только здесь, знакомясь с работами учеников и педагогов, можно видеть с чего начинает будущий художник, какие ступени ведут к вершинам мастерства. В ИАХ собирали рисунки, гравюры, картины русских и западноевропейских мастеров, а также слепки с произведений античной и западноевропейской скульптуры, служившие моделями для рисования в классах «гипсовых голов» и «гипсовых фигур».
Само здание Академии художеств, построенное по проекту двух педагогов архитектурного класса ИАХ А.Ф. Кокоринова и Ж.-Б.-М. Валлена-Деламота в 1764–1772 гг., представляет собою выдающийся памятник архитектуры раннего классицизма в России, принадлежащий к числу «особо ценных объектов культурного наследия». Русские живописцы и скульпторы XVIII–XIX вв., украшая парадные интерьеры, где располагается в настоящее время музей Академии художеств, воплотили идею значимости изобразительного искусства в жизни просвещённого общества и в судьбах России, стремились передать молодым поколениям мастеров «трёх знатнейших художеств» мысль о высоком назначении их призвания. Домовая церковь Академии, Рафаэлевский и Тициановский залы были отделаны в 1830‑е гг. по проекту автора храма Христа Спасителя в Москве К.А. Тона, ректора ИАХ в 1854—1871 гг. Постоянные экспозиции НИМРАХ развернуты в трёх этажах «циркуля» – внутреннего концентрического корпуса здания Академии. Галереи, «обегающие» внутренний круглый двор здания (диаметр – 55 м) представляют собою уникальное экспозиционное пространство. Филиалами (отделами) музея являются Музей-квартира И.И. Бродского, Музей-квартира А.И. Куинджи, Музей-усадьба И.Е. Репина, Музей-усадьба П.П. Чистякова.
«Сколько
чувств будило здание Академии. Музей, скульптуры, тёмные коридоры, а там где-то
внутри и школа, связанная со многими любимыми именами...». «Нашему поколению пришлось
ознакомиться с двумя эпохами Академии. Мы начали работу при старых профессорах <…>
и при нас на наших глазах совершилась реформа. Пришли передвижники. Можно было
свободно избрать себе руководителя, и традиционный академизм, о котором так
много говорилось, сменился свободою работы».
«…Мы спешили скорей перейти из натурного класса в мастерскую. Труден был выбор между Репиным и Куинджи не только потому, что один был жанристом, а другой пейзажистом, но по самому характеру этих мастеров».
(Н.К. Рерих. Листы дневника)
В 1895 г. Рерих поступает в мастерскую к знаменитому художнику Архипу Ивановичу Куинджи. «Один из самых важных шагов совершился проще простого. Стал Архип Иванович Учителем не только живописи, но и всей жизни.
Поддержал в стремлении к композиции. Иногда ругал, например, за “Поход”, а потом вернулся: “Впрочем, не огорчайтесь, ведь пути искусства широки – и так можно!”».
«...Мощный
Куинджи был не только великим художником, но также был и великим Учителем
жизни. Его частная жизнь была необычна, уединённа, и только ближайшие его
ученики знали глубины души его».
«1896
год. Академия Художеств. Уже складывается сюита “Славяне”. Задуманы “Гонец:
восста род на род” и “Сходятся старцы”, и “Поход”, и “Город строят”. Читаются
летописи. Стасов открывает сокровища Публичной библиотеки».
(Н.К. Рерих. Листы дневника)
В ноябре 1897
года Николаю Рериху присвоили звание художника за картину «Гонец. Восста род на
род». Прямо с конкурсной выставки «Гонец» был приобретён П.М. Третьяковым.
Адрес: Санкт-Петербург,
Университетская наб., д. 17.
Тел.: +78123282719, +78123282719.
Факс: +78123236169.
Заказ экскурсий по
тел.: +78123233578.
E-mail: museum@peterlink.ru.
Сайты в сети Интернет:
http://www.nimrah.ru; http://www.nimrah.spb.ru.
Музей открыт для посещения: среда – воскресенье с 11:00 до 18:00.
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Воин |