Санкт-Петербургский Буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» (ДГ)
По свидетельству летописцев Санкт-Петербурга, первые буддисты на берегах Невы появились во время строительства Петропавловской крепости, с которой, как известно, и началась новая столица России. Это были волжские калмыки - подданные Калмыцкого ханства, еще не вошедшего окончательно в состав России, трудившиеся вместе с другими работными людьми над возведением каменных валов крепости (после 1706г.). Жили они неподалеку, в Татарской слободе, расположенной за кронверком (в районе Большой Спасской улицы). О том, сколько их было и как долго они пробыли в Петербурге, сведений не сохранилось. В более поздних источниках XVIII - середины XIX веков мы, однако, уже не находим упоминаний ни о калмыках, ни о каких-либо других представителях буддийской конфессии среди жителей российской столицы. Буддийская община в Санкт-Петербурге стала складываться лишь в самом конце XIX столетия. Согласно переписи населения 1869г., в городе проживал лишь один буддист, записавшийся разночинцем. В 1897г. насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 - 184 (163 мужчины и 21 женщина). В этническом отношении это были в основном забайкальские буряты и волжско-донские калмыки, выходцы с "восточных окраин" Российской Империи. Селились они, как правило, на Петербургской стороне (буряты) и в Литейных частях (калмыки).
Представитель Далай-ламы в России Агван Доржиев получил разрешение на строительство храма в столице в 1900 году. Деньги на строительство были пожертвованы Далай-ламой XIII, Агваном Доржиевым, а также собраны буддистами Российской империи. Храм был построен архитектором Г. В. Барановским в соответствии с канонами тибетской архитектуры. Для научного руководства строительством был создан комитет ученых-востоковедов, куда вошли В. В. Радлов, С. Ф. Ольденбург, В. Л. Котвич, А. Д. Руднев, Ф. И. Щербатской, Н. К. Рерих, В. П. Шнейдер.
16 марта 1909г. Доржиев приобрел на северной окраине Петербурга, в Старой Деревне, участок земли площадью 648,51 кв. саженей, уплатив за него 18 тсяч рублей, а также закупил часть необходимых строительных материалов. Место было тихим, уединенным, что как нельзя лучше соответствовало требованиям буддийского строительного канона. Архитектурный проект храма был разработан студентом Института гражданских инженеров Н.М.Березовским и архитектором Г.В.Барановским (1909) - автором проекта Елисеевского гастронома на Невском. Строительством руководили Г.В.Барановский и Р.А.Берзен (на заключительном этапе). Средства, необходимые на постройку, были пожертвованы самим Доржиевым (30 тыс. рублей), Далай-ламой (50 тыс.), ургинским Богдо-Гэгэном, Джебдзун Дамба Хутухтой (главой буддийской церкви Монголии) и собраны среди верующих в Бурятии и Калмыкии. Однако действительные расходы намного превысили указанную в смете сумму в 151694 руб.
Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год, однако первые службы в храме начали уже в 1913 году. Освящение храма состоялось 10 августа 1915 года. Настоятелем был лама Агван Лобсан Доржиев.
В 1991г. храм получил свое нынешнее название - Дацан Гунзэчойнэй, что является аббревиатурой тибетского имени данного ему при освящении. Три года спустя в главном алтаре храма был установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, изготовленный монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле - из папье-маше, с последующим покрытием фигуры вероучителя сусальным золотом. Высокую нефритовую спинку трона Будды ("мандорла") украшали изображения различных мифологических существ, образующие яркую цветовую гамму. Высота туловища Будды составляет два с половиной метра, а вместе с троном - около пяти.
Регистрация буддийской общины и возвращение храма верующим способствовали дальнейшему распространению буддизма в возрождаемом Санкт-Петербурге. К началу 2000г. в городе насчитывалось уже не менее десятка буддийских групп, представляющих различные, в том числе и не тибетские, буддийские традиции.
Сегодня Санкт-Петербургский дацан - это не только место "поклонения Будде", но и центр буддийского образования - "монастырская школа". Под его сводами приезжающие в Петербург тибетские и западные учителя читают лекции по буддийской философии, дают специальные учения и посвящения буддистам-мирянам, проводят медитационные ретриты, являющиеся сильной практикой для накопления благих заслуг и в то же время прекрасным способом самопознания.
Адрес: Санкт-Петербург, Приморский проспект, 91.
Тел. для справок: +7 (812) 430-97-40.
Факс: +7 (812) 430-13-41.
Сайт в сети Интернет: http://dazan.spb.ru.
Храм открыт для посещения: ежедневно с 10-00 до 19-00, вход свободный.